|
|
Четверг, 12.12.2024, 02:33 |
| |
|
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS |
*
Древнерусская кухня (IX-XVI вв.).
| |
Dietmar | Дата: Вторник, 10.12.2013, 16:26 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Древнерусский этап развития русской кухни длился почти 500 лет. О своеобразии кухни того периода мы можем судить по одному из древних письменных памятников — книге «Домострой», которая была написана советником царя Ивана IV Грозного Сильвестром. По сути, эту книгу вполне можно считать первой кулинарной книгой на Руси, ведь автор составил список современных ему блюд и напитков. Кухня того времени отличалась строгими правилами и традициями, которые соблюдались в каждой семье. Самым лучшим кушаньем считалось то, которое сделано по рецепту, полученному от матери или бабушки. Всегда было принято внимательно присматриваться, как готовится одно и то же блюдо у разных хозяек. Древнерусская кухня требовала четкого следования рецептуре, а кулинарные фантазии не особенно приветствовались. Еда была простой, не очень разнообразной, но подаваемые блюда и напитки должны были быть многочисленны, особенно на праздничном столе. Своеобразие древнерусской кухни определялось как продуктами, которые использовались, так и способами их приготовления. Блюда в старорусской кухне разделялись на мучные, молочные, мясные, рыбные и растительные. К кушаньям, приготовленным из муки, относился, в первую очередь, хлеб, преимущественно ржаной, который появился несколько веков назад и до сих пор остается характерным именно для русских. Ржаной хлеб считался полезнее пшеничного, ему приписывались многие лечебные свойства. Пшеничный хлеб был так называемым хлебом для праздника. Он подавался в особых случаях и пекся в виде калачей.
Второе место среди мучных продуктов по праву занимали пироги. Пироги по способу приготовления были «пряжные», их жарили на масле, и «подовые», выпекаемые в печи. Подовые всегда готовились из квасного теста, на дрожжах, а пряжные могли быть приготовлены и из постного. Пироги имели продолговатую форму и разную величину. Большие назывались пирогами, а маленькие — пирожками. Все пироги, за исключением сладких, подавались к горячему. К другим видам блюд, выпекаемых из теста, относился каравай. Он представлял собой сдобный хлеб, приготовленный самыми разными способами. Тесто для «битого» каравая взбивалось в отдельной посуде на масле, для «ставленого» — на молоке, для «яицкого» — на яйцах. А еще из теста делались курник, оладьи, котлома, сырники, блины, хворосты и висели.
Некоторые из этих блюд мы с успехом готовим и сегодня. К мучным блюдам относились также кисели, которые по традиции заваривали мукой и, конечно, различные каши. Молочные кушанья были представлены, прежде всего, лапшой с подливом в нее свежего или топленого молока, молочными кашами и всеми видами молочных продуктов: творогом, сметаной, кислыми сырами.
Мясо на Руси ели вареным или печеным. Вареное мясо подавалось в первых блюдах: щах, ухе, рассолах или под взварами (соусами). Запекали мясо в печи. Принято было употреблять баранину, говядину и птицу (кур, уток, гусей). Готовили и мясо дичи: оленину, лосятину, зайчатину, и мясо дикой птицы: уток, гусей, лебедей, рябчиков и перепелов. Русь всегда изобиловала рыбой, как морской, так и речной. Ее вялили, сушили, солили, готовили под взварами и на пару. Рыба подавалась и в первых блюдах: рассольниках, ухе, солянках (селянках). Ее ели печеной. Особым лакомством всегда считалась икра, особенно свежая зернистая — из осетра и белорыбицы. Икру употребляли с уксусом, перцем и луком, ее варили в уксусе или маковом (миндальном) молоке или жарили. Особо следует отметить способ и технологию приготовления русских национальных блюд. Печи, построенные для отопления жилища, служили одновременно и для приготовления пищи. В русской кухне издавна процесс готовки сводился к варке или выпеканию продуктов в русской печи (жарение было заимствовано у татар позднее). Вареная пища только отваривалась, а то, что было предназначено для печения, только пеклось. Таким образом, народная русская кухня не знала ни соединения продуктов, ни их комбинирования, ни двойной тепловой обработки. Вся технология горячего приготовления сводилась к нагреву. Тепло печи могло быть трех степеней: «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу», но всегда пища готовилась без непосредственного контакта посуды с огнем, нагреваясь только через толстый слой раскаленных кирпичей. Температура при этом могла быть либо все время постоянной, либо падающей, если печь постепенно остывала, но никогда не бывала возрастающей, как это принято при современном приготовлении на плите. Главная особенность русской печи — равномерный, устойчивый жар, который держится очень долго и после того, как печь уже закончили топить. В зависимости от температурного режима в печи каждый раз готовилось разное кушанье. При температуре 200 °С пекли знаменитые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники и шаньги; запекали целого поросенка или гуся. В остывающей печи можно было томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в русской печи, был совершенно особым за счет того, что кушанья получались томлеными или полутомлеными.
На семейные торжества и православные праздники во всех семьях, независимо от достатка и сословия, принято было готовить одни и те же определенные блюда. Уже в древнерусский период большое значение приобрела обрядовая кулинария, эта традиция сохранялась очень долгое время, практически до советской власти. Среди праздничных блюд особо следует отметить те, что готовились на Масленицу, которая отмечается в преддверье Великого поста. Главным отличием этого праздника являлось разгульное веселье и обилие блинов. Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. И главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду Масленой недели, тещи приглашали «на блины» зятьев с дочерьми, отсюда и пошло выражение «к теще на блины». Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Как правило, в этот день собиралась на гулянье вся родня. Зато в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда, угощение было весьма своеобразным. Курьез заключался в том, что званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку с маслом.
Самые разнообразные поверья и традиции связаны с блинами у русских людей. Существовала примета, что, если накормить роженицу блинами, роды пройдут легко, а новорожденный будет крепким и здоровым. И на поминальном столе блины были обязательным кушаньем, символизируя, с одной стороны, замкнутый круг земного бытия, а с другой — бесконечность существования жизни духовной. Никто не знает, когда блины впервые появились на русском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у славян-язычников.
Разделение блюд на постные и скоромные произошло в русской кухне очень рано и оказало большое влияние на формирование дальнейших традиций. С одной стороны, строгое разграничение постного и скоромного стола привело к некоторому однообразию используемых продуктов и блюд, но, с другой стороны, обогатило русскую кухню грибными и рыбными блюдами, кушаньями, приготовленными из лесных ягод и трав (крапивы, сныти, лебеды и др.). Что же представляло собой постное меню? Самыми распространенными были жидкие кушанья: похлебки, полевки, соло-духа, кулага, толокно, овсяный кисель с постным маслом, а также квашеная капуста, соленые грибы, грибные кушанья, каши из ячневой, овсяной, пшенной, перловой, гречневой круп, намного позже — печеный картофель. Пожалуй, самая известная постная еда — тюря. Это холодная подсоленная вода с кусочками хлеба и репчатым луком. Часто во время поста готовили толокно, которое делалось из овса, обжаренного, точнее выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но достаточно теплой печи.
Мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, которую слегка подсаливали. Оно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна дети лепили рыбок, петушков, зайчиков — и забава, и вкусно, и голод прогоняет. Толокном обычно полдничали или ужинали перед сном.
|
|
| |
Dietmar | Дата: Вторник, 10.12.2013, 16:32 | Сообщение # 2 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Полевка — это жидкая похлебка, которую приготавливали из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста — расчины. Расчину ставили закисать накануне. Когда она достаточно закисала, в горшочке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и «заколачивали» колотовкой (приспособление, которое вырезали из молодого, тщательно оструганного соснового деревца, на котором оставляли веерообразные тонкие сучки длиной 3-4 см). Полевку заправляли луком, сушеными грибами, а в некоторые дни поста сельдью или вяленой рыбкой. За Великим постом следовал самый главный православный праздник — Пасха, или Воскресение Христово. Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был обильным и очень красивым. Запекали поросенка, барашка или окорок, жарили телятину. Цветами украшали блюда, а также стол, иконы и дом. Для пасхальной трапезы до сих пор пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца. По древней традиции, яйца красили и укладывали на блюдо среди специально пророщенной зелени овса и пшеницы.
Рождество Христово — один из самых светлых христианских праздников. Вечер накануне Рождества — Рождественский сочельник или сочевник, получил название от слова «сочиво» — ритуального кушанья, приготавливаемого из макового сока с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже — риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, а также на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая кутья, была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с маковым, миндальным, ореховым, конопляным соком с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лесных орехов, миндаля. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской постной кутьи, бабкину готовили «богатой». На поминках подавали постную поминальную кутью — «коливо». Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос в древности тоже называли «коливо». Отсюда, возможно, и название кутьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.
Среди семейных праздников, на которые было принято готовить специальные блюда, можно выделить свадьбу и поминки. Традиционную русскую свадьбу обычно играли осенью, а подготовка к торжественному дню могла длиться около двух месяцев и состоять из нескольких этапов, ни один из которых нельзя было пропустить, это считалось плохой приметой. Что касается свадебного обеда, то на этот счет существовал целый свод правил и установлений. На русском свадебном столе кушанья были глубоко символичны. Тесто всегда было символом благополучия и плодородия. Поэтому на свадьбу в первую очередь готовили каравай. В некоторых губерниях словом «каравай» называли саму свадьбу. А каравайником — специальный свадебный чин. На свадьбу обязательно пекли и пироги. Руководить выпечкой могла только женщина, живущая с мужем в любви и согласии и имеющая добрых детей: считалось, что семейный лад через пирог передается молодым. Каравай украшали цветами и веточками калины (символ любви). Тот из молодых, кто откусит самый большой кусок пирога, и будет хозяином в доме. При этом новобрачным за праздничным столом не разрешалось есть то же, что ели остальные гости. Жениху можно было отведать немного каравая с сыром и выпить вина, невесте чаще всего не дозволялось и этого, но свадебный стол должен был ломиться от яств. В центре стола ставили каравай в окружении медовых пирогов и калачей, саек, ватрушек, пряных коврижек. К свадебному пиршеству готовился специальный пирог — «курник» с запеченными внутри яйцами и украшенный куриной головой из теста. С древних времен дошел до нас обычай кормить новобрачных курицей перед праздничным ужином втайне от всех. Курицу непременно подавали и гостям. Еще одно обязательное для русской свадьбы угощение — свинина. Блюда из свинины должны были обеспечить молодым богатство и благополучие. Надо сказать, что до XVII в. на Руси не знали ни танцев, ни оркестров, так что единственным развлечением на свадьбе было застолье. Когда съедались закуски, вносили жареного лебедя (у простого народа лебедя заменял жареный петух). Жених должен был дотронуться до птицы рукой и велеть ее резать. Поесть жених и невеста могли только по окончании общего застолья в своей опочивальне. Очень важным застольем, наполненным многочисленными символичными блюдами, была поминальная тризна. Непременными кушаньями на обеде после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах — рыбный пирог, блины. Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен — чаще всего пшеницы. Кутья, как и зерно, из которого она приготовлена, знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили, «чем слаще кутья, тем жальче покойника». Кутью следовало взять ложкой три раза. Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным водой или брагой. Полагали, что ими «торили дорогу покойнику». Как правило, блины подавались на 9-й и 40-й день, а в день похорон блины на стол не ставились. В некоторых местностях подавали еще муковню — заваренную кипятком муку с молоком, или кулеш — кашу с салом. Ели ложками (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками. В дни поста поминальный стол должен был быть постным. Интересно, что в традиционной русской кухне было не принято смешивать продукты, и даже постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей, грибов или рыбы приготавливался отдельно. Овощи — капусту, репу, редьку, горох, огурцы — ели сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из заимствований с Запада. И даже тогда они поначалу делались преимущественно с одним овощем, отчего и назывались «салат огуречный», «салат свекольный», «салат картофельный». Грибы и рыбу тоже не смешивали. Их варили и солили отдельно друг от друга. Рыбную уху варили из одного сорта рыбы. Чтобы разнообразить вкус блюд, употребляли специи. Использовались лук и чеснок, причем в весьма больших количествах, петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с X-XI вв., а позднее, в XV — начале XVI вв., этот набор был дополнен имбирем, корицей, кардамоном, аиром и шафраном. Блюда готовились и с добавлением различных масел: конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового), и значительно позднее — подсолнечного. В средневековый период начинают употреблять жидкие горячие блюда, получившие общее название «хлёбова». Это уха и щи, изготовленные на растительном сырье, а также различные виды мучных супов. Молоко и мясо поначалу употребляли достаточно редко. Причем некоторые виды мяса были совсем под запретом, например телятина. Мясо варили, добавляли в щи и каши, но почти не жарили. Из молока делали творог и сметану. Главными сладостями в старорусской кухне считали мед и ягоды, из которых варили варенья. Ягоды также сушили, смешивали с мукой и яйцами и делали пряники.
|
|
| |
Dietmar | Дата: Среда, 15.01.2014, 09:15 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Рецепты старинных русских блюд.
Кутья. Поминальные дни существовали во всех религиях и у всех народов. В день погребения и поминовения усопших на Руси по традиции приносилась в церковь и вкушалась дома поминальная кутья, или коливо, — сладкая каша из зе рен красной пшеницы или риса с медом и сладкими плодами (изюмом). Зерна символизируют будущее воскресение умершего, а сладость символ райского блаженства.
Такая же каша подавалась и на крестины младенца, но имела совершенно другое, жиз неутверждающее значение. Кутью подавали и под завершение Рождества, ей торжественно завершался Рождественский сорокадневный пост.
В отличие от обычной каши крестильную готовили на молоке, и даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла. Готовую кашу украшали половинками вареных яиц. В крестильной каше запекали курицу или петуха, смотря по тому, родилась девочка или мальчик. Вместе с кашей приносили яичницу, студень, запеченный окорок, драчену, ватрушки и непременно бабушкины пироги.
Рождественская кутья из пшеницы.
Состав:
Стакан — 250 мл
1 стакан или 200 гр пшеницы 2-3 стакана воды щепотка соли 1 ст. ложка растительного масла 100-125 гр мака 100 гр изюма 100 гр обжаренных грецких орехов 4 ст. ложки меда Узвар:
200 гр сухофруктов (курага, яблоки, груши, чернослив, вишни или другие) 2 стакана воды.
Как правильно приготовить рождественскую кутью из пшеницы:
1. Пшеницу перебрать и промыть. 2. Перед тем, как варить, лучше предварительно замочить ее на ночь или несколько часов. (Шлифованную пшеницу замачивать не нужно, она варится достаточно быстро.) 3. Залить пшеницу водой, добавить щепотку соли и 1 ст. ложку растительного масла и варить до мягкости в толстостенной кастрюле (лучше всего в чугунной). У меня была обычная пшеница для проращивания, которая варилась 2 часа и для этого понадобилось 3 стакана воды. Для шлифованной пшеницы достаточно 2 стакана воды, а варится она всего 20 минут. 4. Мак залить кипятком и оставить на 1 час. 5. Набухший мак откинуть на сито или марлю, чтобы стекла вся жидкость. Перетереть блендером (или в кофемолке, или с сахаром в ступке, или перекрутить пару раз в мясорубке) до появления белого «молочка». 6. Изюм залить кипятком на 20 минут, а затем слить воду. 7. Обычно рождественская кутья заправляется не только медом, но и узваром (насыщенным компотом из сухофруктов). Чтобы приготовить узвар, сухофрукты необходимо промыть, залить водой, довести до кипения и проварить минут десять на маленьком огне. 8.Когда узвар станет теплым, всю жидкость слить, добавить в нее мед и хорошо размешать, чтобы мед растворился. Сухофрукты не выбрасывайте! 9. Готовую пшеницу переложить в миску и остудить. 10. Затем добавить перетертый мак, обжаренные и немного измельченные грецкие орехи, изюм, а также порезанные сухофрукты из узвара (все или часть). 11. Налить в кутью узвар с медом и перемешать. Совет. Если вы использовали нешлифованную пшеницу, которая долго варится, то заправить кутью узваром с медом лучше всего перед подачей на стол, так как от меда пшеница может стать твердой. 12. Перед подачей на стол можно украсить рождественскую кутью цукатами и орехами.
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 03:15 |
|
| |
Dietmar | Дата: Четверг, 16.01.2014, 00:37 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Тюря. Это самое распространенное и безыскусное старинное постное блюдо представляет собой миску холодной подсоленной воды с плавающими в ней кусочками хлеба и накрошенного репчатого лука. Впрочем, можно попробовать это блюдо чуть разнообразить.
В тюрю также добавляют сырые овощи (их можно довести до кипения), листья, коренья, травы, съедобные дикорастущие, а также практически все виды молочных продуктов — про-стоквашу, ряженку. Подойдет и майонез. Подорожник и лебеду положите в кипящую соленую воду, быстро доведите до кипения, сразу снимите с огня и охладите до комнатной температуры.
Перед подачей покрошите мелко репчатый лук, заправьте растительным маслом и положите сухарики.
1 л воды, 2 ст. ложки мелких сухариков из ржаного хлеба, 1 луковица, 1 ст. ложка свежего мелко рубленного подорожника, 1 ст. ложка мелко нарубленной свежей лебеды, соль, 1 ст. ложка растительного масла.
Тюря изборская с молодым картофелем рассчитан на 1 порцию; время приготовления ~ 25 минут
Ингредиенты: творог 100 г., огурец свежий 1 шт., сметана 50 г., картофель молодой 4-5 шт., редис 1 шт., родниковая вода 200 мл., растительное масло, лук, укроп, соль.
Порядок приготовления:
Свежий огурец нарезать кубиками, нашинковать зелень и выложить все в глубокую тарелку. Туда же добавить творог и влить родниковую или любую другую питьевую воду. Содержимое заправить сметаной, посолить и перемешать. Молодой картофель обжарить на растительном масле и выложить в отдельную тарелку, украсив зеленью и редисом.
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 03:15 |
|
| |
Fima | Дата: Четверг, 16.01.2014, 08:21 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 4954
Награды: 24
Статус: Offline
| Dietmar, ваши рецепты впечатляют, невольно возникает вопрос, а знать тоже так питалась?
|
|
| |
Dietmar | Дата: Пятница, 17.01.2014, 03:45 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Fima, Разумеется, на русских царских, великокняжеских и дворянских пирах всегда сохранялась традиция роскошества в подаче. На гостей производила впечатление картина, когда на огромном подносе пять, или шесть разносчиков выносили цельную тушу зажаренного медведя, или оленя, осетра в два метра, или несколько сотен перепелок... А самым торжественным блюдом, предназначенным лишь именитым гостям, была „голова баранья или свиная“. Но было бы несправедливо с моей стороны публиковать здесь лишь рецепты царских и дворянских блюд, без упоминания блюд крестьянских, поэтому я начну с основных рецептов русской старинной кухни и приведу в дальнейшем рецепты блюд более торжественных.
Сообщение отредактировал Dietmar - Пятница, 17.01.2014, 07:02 |
|
| |
Dietmar | Дата: Пятница, 17.01.2014, 08:11 | Сообщение # 7 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Полевка. Это похлебка из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста — расчины. Расчину ставили накануне, и, когда она достаточно закисала, из нее готовили полевку. В горшке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и взбивали колотовкой (мутовкой) (*), выполнявшей в прошлые века роль миксера. Полевку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой, снятками.
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 03:14 |
|
| |
Dietmar | Дата: Пятница, 17.01.2014, 08:19 | Сообщение # 8 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Солодуха. Солодуху ели в дни Великого и Рождественского постов. Это жидкое блюдо, что-то вроде десерта: она кисло-сладкая на вкус. Приготавливалась из ржаного солода, т.е. ржаного зерна, хорошо пророщенного, высушенного, смо лотого и просеянного. В глиняном горшке кипятили воду, охлаждали до температуры 35 градусов, засыпали солод и приколачивали (интенсивно перемешивали) мутовкой, чтобы не было комков. Горшок ставили на припек, и, пока русская печь томилась, солодуха стояла в тепле. В горшок с солодухой время от времени бросали кусочки льда или снега, чтобы она не перегревалась. При этом солодуха разжижалась, и в нее также время от времени добавляли ржаной солод, чуть-чуть подсыпая и часто перемешивая. Когда процесс соложения закончен (это расределяется по степени сладости), горшок ставят в печь и доводят до кипения, тотчас вынимают из печи, быстро охлаждают до 25—30 гра-дусов, опускают в горшок корочку ржаного хле6а и, прикрыв сверху чистым рушником, ставят в теплое место, как правило, на русскую аечь. При этом солодуха настаивается, закисает, приобретает свой характерный хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розоватый цвет.
Солодуха- рецепт.
Ингредиенты: килограмм ржаной муки, 0,25-0,5 стакана мёда.
Также потребуется закваска (кусок теста, величиной с яйцо).
Муку самого тонкого помола заварить горячей водой и размешать до получения очень жидкого теста (до консистенции жидкой сметаны). Затем взбить и поставить на полчаса-час в теплую печь, чтобы температура раствора поддерживалась приблизительно на уровне 35-40°C, причем за это время его следует несколько раз помешать и, дав слегка остынуть, вылить в дежу (квашню), где на стенках имеются остатки прежнего ржаного теста, или положить кусок старой закваски, добавить мед, размешать сверху присыпать слегка мукой, закрыть полотенцем и поставить в теплое место. Когда тесто начнет бродить, разлить его по горшкам, плотно закрыть и поставить в вольный печной дух на 10-12 ч (с вечера до утра). Затем вынуть и печи горячие горшки, быстро и как можно более резко охладить, выставив на сильный мороз или погрузив в снег. Потом снова горшок с солодухой поставить в печь. Операцию по нагреву и последующему охлаждению солодухи повторить три раза, после чего она считается готовой.
Источник: В.В. Похлёбкин Национальные кухни наших народов. М., 2004 г.
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 03:06 |
|
| |
Dietmar | Дата: Пятница, 17.01.2014, 08:27 | Сообщение # 9 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Кулага ржаная.
Это блюдо близко солодухе и тоже десерт. Однако процесс ее приготовления затягивался на сутки и более. Ее готовили из ржаного солода, она была сладкой на вкус. Впрочем, можно готовить ее и из ржаной муки.
В кипящую воду всыпают просеянную ржаную муку и проваривают до густоты киселя. Потом добавляют кусочек льда (в деревнях кладут чистый снег), закрывают плотно крышкой и ставят в русскую печь на сутки. Готовая кулага — розового цвета. По вкусу ее заправляют сахаром.
Кулага вишневая-рецепт.
Ингредиенты. Вишня — 2 стак. Мука ржаная — 2 ст. л. Сахар — 0,75 стак. Вода — 2 стак.
Способ приготовления.
1. Подготовить ягоды для кулаги. Можно брать любые лесные и садовые ягоды - бруснику, землянику, калину, чернику, вишню. Зимой использовать замороженные ягоды. У крупнокосточковых плодов (вишни, сливы) предварительно удалить косточки. Перебрать и промыть ягоды.
2. Посуду для приготовления кулаги лучше выбрать керамическую - горшок. В крайнем случае, эмалированную кастрюльку. Залить ягоды кипятком в равных пропорциях. На стакан ягод - стакан кипятка.
3. Поставить в духовку на средний огонь до закипания, затем - на маленький огонь томиться под крышкой на 20-30 минут. Когда ягоды разварятся - добавить сахар. Можно заменить его медом, но тогда взять его меньше. Проварить еще немного до растворения сахара.
4. Затем добавить ржаную муку. Просеять ее через сито в емкость с кулагой и тщательно размешать, чтобы не было комков. Потомить еще 5-7 минут в духовке. Кулага готова.
Кулагу можно готовить и на плите, времени на это уйдет намного меньше, а вот вкус будет уже не тот!
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 03:03 |
|
| |
Dietmar | Дата: Пятница, 17.01.2014, 08:37 | Сообщение # 10 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Заваруха-повалиха. В кипящую подслащенную воду всыпают просеянную пшеничную муку, проваривают до простоты манной каши. На смазанную жиром сковороду выкладывают горкой смесь, делают в середине углубление, наливают туда растопленный маргарин и запекают в духовке или в печи до румяной корочки. Подают с простоквашей.
Заваруха- повалиха. Рецепт.
Ингредиенты:
200 г муки, 200 г воды, 30 г сахара, 20 г масла, 200 г простокваши или 50г сметаны.
Способ приготовления.
В кипящую подслащенную воду всыпать просеянную пшеничную муку, проварить до густоты манной каши. На смазанную маслом сковороду выложить горкой смесь, сделать в середине углубление, налить туда растопленный маргарин или сливочное масло, запечь в печи или в духовке до появления румяной корочки. Подать горячей с простоквашей или сметаной.
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 03:14 |
|
| |
Dietmar | Дата: Суббота, 18.01.2014, 14:24 | Сообщение # 11 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Толокно. В XVI и XVII вв. в большом употреблении народе было толокно, приготовленное из овсяной муки с водою; в сухом виде оно отпускало служилым людям для продовольствия наряду с ржаною мукою.
Это блюдо готовили из овса, выдержанно в продолжение ночи в теплой русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой водой, приправленной солью.
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 14:29 |
|
| |
Dietmar | Дата: Суббота, 18.01.2014, 14:37 | Сообщение # 12 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Награды: 5
Статус: Offline
| Логаза.
Это каша из ячменной крупы, варится она с фасолью или горохом. Разотрите горсть вареного гороха (фасоли), разведите бульоном. Всыпьте ячменной крупы, добавьте шпика, соли, варите 20 минут. Кушают эту кашу с постным маслом, медом или сахаром.
Горох — 400 г, бульон мясной — 200 мл, крупа ячменная — 400 г, шпик свиной соленый — 50 г, масло растительное — 50 г.
Сообщение отредактировал Dietmar - Суббота, 18.01.2014, 14:39 |
|
| |
Barakuda | Дата: Воскресенье, 19.01.2014, 18:23 | Сообщение # 13 |
советник
Группа: Администраторы
Сообщений: 1814
Награды: 19
Статус: Offline
| очень интересная тема
|
|
| |
| |
|