Поздравляю всех с праздником Ханука! Желаю всем счастья, здоровья, света и добра!
В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох Четвертый, по прозвищу "Епифан", "Великолепный". Его предшественников не особо занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги - этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон "статус-кво". Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это "приобщение" к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения здесь являются еврейская Традиция и Тора, он попытался запретить и то и другое. Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых - поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда, по прозвищу "Маккаби", что на иврите означает "молот". Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения "Ми камоха баэлим, Гашем!" - "Кто подобен Тебе, Всевышний!". Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.
После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.
25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатоного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.
В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.
События, в память которых мы отмечаем праздник Ханука, произошли во времена Второго Храма. В те дни Страна Израиля входила в состав империи Селевкидов. Ее правитель Антиох Епифан, казалось, преуспел в своем стремлении навязать евреям греческую культуру. Для многих евреев элинизм оказался привлекательным, но та часть народа, которая не пожелала отказаться от еврейства и Торы, подняла восстание. Возглавил его первосвященник Матитьяу бен Йоханан и пятеро его сыновей. Рамбам (р. Моше бен Маймон) так описывает события тех дней: "Они (греки) жестоко притесняли Израиль, пока не смилостивился Всевышний и не спас евреев от их рук. Тогда победили Хасмонеи, семья первосвященников, уничтожили врагов и спасли Израиль... Когда Израиль победил, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вошедшие в Храм нашли только один кувшин ритуально чистого масла для Меноры (Храмового светильника). Этого масла могло хватить только на один день. Но зажгли его, и свечи горели восемь дней, пока не приготовили новое масло. И было установлено мудрецами того поколения, что восемь дней, начиная с двадцать пятого Кислева, должны быть днями веселья, когда зажигают светильники у входа в дом, чтобы возвестить о чуде. И эти дни получили название "Ханука" (Рамбам, "Законы Хануки").
ВСЕХ,кто несет добро, радость и свет в этот мир поздравляю с замечательным Светлым праздником ХАНУКИ! .HAPPY HANUKKAH.
Ханука - это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.
Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако, чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».