Трагедия "Короля Лир", или осколки убиенного театра (Михоэлс)
Трагедия "Короля Лир", или осколки убиенного театра (Михоэлс)
Михоэлс Соломон Михайлович (Шлиома Михелевич Вовси)
Родился 4 (16) марта 1890 года в Динабурге (в то время Витебская губерния, черта оседлости, ныне — Даугавпилс, Латвия), в патриархальной еврейской семье.
Советский еврейский театральный актёр и режиссёр, педагог, общественный и политический деятель.
Заслуженный артист Республики (2.02.1926).
Народный артист РСФСР(5.03.1935).
Народный артист СССР (31.03.1939).
Получил традиционное еврейское религиозное образование. В 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, был исключен за участие в студенческих волнениях. Прежде чем стать артистом, недолго учился в Киевском коммерческом институте и на юридическом факультете Петербургского университета (1915–1918).
В 1919 году поступил в Еврейскую театральную студию А.М. Грановского в Петрограде.
Играл в пьесах «Слепые» Метерлинка (постановка А. Грановского), «Амнон и Томор» Ш. Аша, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, в собственной пьесе «Строитель».
В 1920 году вместе со студией переехал в Москву. В 1925 году студия была преобразована в Московский государственный еврейский театр (Московский ГОСЕТ). В 1928 году гастролировал с ГОСЕТом в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Австрии. После невозвращения А.М. Грановского из-за границы — с 1929 года — стал художественным руководителем и главным режиссёром этого театра.
Трагедийный талант актёра наиболее полно раскрылся в ролях Короля Лира ("Король Лир" Шекспира, 1935 год) и Тевье-молочника ("Тевье-молочник" Шолом Алейхема, 1938 год).
Лучшая режиссёрская работа — созданный по мотивам еврейского музыкального фольклора спектакль "Фрейлехс" (1945), отличавшийся остротой идейного замысла, импровизационной виртуозностью. В статьях и лекциях пропагандировал театр глубокой философской мысли, яркой и смелой образности.
Вёл преподавательскую работу в училище при Московском европейском театре (с 1941 года — профессор).
В годы войны в феврале 1942 года стал первым председателем Еврейского антифашистского комитета, созданного для "вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всем мире". Привлек к работе комитета П.Л. Капицу, С.М. Эйзенштейна, С.Я. Маршака, И.Г. Эренбурга и т.д. В 1943 году от ЕАК ездил в США, Канаду, Мексику и Великобританию с пропагандистскими заданиями организации финансовой поддержки военных действий СССР.
В феврале 1944 совместно с И. Фефером и Ш. Эпштейном написал письмо И. Сталину с просьбой об организации еврейской автономии в Крыму.
Был членом Президиума Всероссийского театрального общества и ЦК профсоюза работников искусств; членом Художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР (с 1939 года).
С.М. Михоэлс был убит сотрудниками МГБ, получившими за данную операцию высшие государственные награды СССР: трое из офицеров были награждены орденом Отечественной войны первой степени, один — орденом Красной Звезды; непосредственный руководитель операции Лаврентий Фомич Цанава (глава МГБ Белоруссии) получил орден Красного Знамени. Убийство замаскировано под дорожное происшествие.
Показания Л.Ф. Цанавы, согласно изложению в Записке Л.П. Берии: "Примерно в 10 часов вечера 12 января Михоэлса и Голубова завезли во двор дачи (речь идёт о даче Цанавы на окраине Минска). Они немедленно с машины были сняты и раздавлены грузовой автомашиной. Примерно в 12 часов ночи, когда по городу Минску движение публики сокращается, трупы Михоэлса и Голубова были погружены на грузовую машину, отвезены и брошены на одной из глухих улиц города. Утром они были обнаружены рабочими, которые об этом сообщили в милицию".
Согласно версии, обнародованной для общественности после его гибели, Соломон Михоэлс в ночь с 12 на 13 января 1948 года во время командировки в Минск, был вместе с его коллегой, театроведом В.И. Голубовым (Потаповым) вследствие несчастного случая сбит грузовиком и умер. Михоэлсу были устроены государственные похороны и выпущены сборники его памяти.
14 января 1948 года по радио было объявлено о трагической смерти в Минске народного артиста СССР Соломона Михайловича Михоэлса. В некрологе, опубликованном в газетах на следующий день, не было никаких сведений о причинах смерти. «Советский театр понёс большую утрату... Умер Соломон Михайлович Михоэлс. Смерть вырвала из наших рядов...». Под некрологом, однако, не было подписей каких-либо высших государственных и партийных работников.
Во время дела врачей в начале 1953 года был арестован двоюродный брат Михоэлса военный врач М.С. Вовси, а сам Михоэлс посмертно объявлен в газете «Правда» участником заговора врачей-вредителей. Из аппарата ЦК поступило указание изъять из библиотек все книги и альбомы о Михоэлсе. Из-за последовавшей через месяц с небольшим смерти Сталина и освобождения арестованных по делу имя Михоэлса не удалось сделать запретным, но театр ГОСЕТ так и не был восстановлен.
6 апреля 1953 года, два дня спустя после сообщения МВД СССР о реабилитации по «делу врачей», «Правда» публикует передовую статью, в которой сообщается, что следствием по делу врачей руководил Рюмин, «ныне арестованный». В статье говорилось: «Презренные авантюристы типа Рюмина сфабрикованным ими следственным делом пытались разжечь в советском обществе, спаянном морально-политическим единством, идеями пролетарского интернационализма, глубоко чуждые социалистической идеологии чувства национальной вражды. В этих провокационных целях они не останавливались перед клеветой на советских людей. Тщательной проверкой установлено, что таким образом был оклеветан честный общественный деятель Народный артист СССР Михоэлс».
Похоронен актёр на Донском кладбище в Москве.
12 февраля 1989 года в Москве был открыт Международный культурный центр имени Соломона Михоэлса. Его именем названы улицы в Тель-Авиве и Даугавпилсе.
В 1990-е годы кинорежиссёр Марк Авербух снял фильм «Личный враг Сталина», посвящённый памяти Михоэлса.
Аркадием и Георгием Вайнерами написан роман «Петля и камень в зелёной траве» по мотивам убийства Михоэлса.
Был женат на Саре Львовне Кантор (умерла в 1932 году), позднее на Анастасии Павловне Потоцкой. От первого брака имел двух дочерей, Нину и Наталию (в 1970-х годах уехали в Израиль). Зять — композитор Моисей Самуилович Вайнберг (1919-1996).
театральные работы
Вениамин III — «Путешествие Вениамина III» М. Мойхер-Сфорима
Лир — («Король Лир» Шекспира (1935)
Тевье-молочник — «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема (1938)
Дантист Гредан — «Миллионер, дантист и бедняк»
Глухой — «Глухой» Д.Р. Бергельсона
Режиссёр
«Нит гедайгет» П.Д. Маркиша (1931)
«Разбойник Бойтре» М. Кульбака (1936)
«Семья Овадиса» П.Д. Маркиша (1937)
«Суламифь» С.З. Галкина (1937)
«Тевье-молочник» Шолом-Алейхема (1938 — ГОСЕТ, 1940 — Харьковский театр украинской драмы)
«Соломон Маймон» М. Н. Даниэля (1940)
«Блуждающие звёзды» Шолом-Алейхема (1941)
«Муканна» Х. Алимджана (Узбекский театр драмы имени Хамзы, 1943)
«Фрейлехс» З. Шнеера (1945)
«Леса шумят» А. Брата и Г. Линькова (1946)
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1946) — за постановку спектакля «Фрейлехс» З. Шнеера.
Оорден Ленина (31.03.1939).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946).
Уважаемые посетители http://tak-bilo.ucoz.com/, вы прочитали статью, которая надеемся, дала вам полезную информацию.
Пожалуйста, оцените эту статью и оставьте свои комментарии! Это не займет много времени,
а мы будем знать ваше мнение о проделанной нами работе. Вам же не трудно написать отзыв?