Когда думаешь о 1920-х годах, поток ассоциаций возникает в
сознании сам собой: джаз, чарльстон, Мэри Пикфорд, «сухой закон», гангстеры и,
конечно же, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд. Современные дизайнеры и архитекторы
также ассоциируют 20-е со знаменитым нью-йоркским небоскребом Крайслер,
роскошным лайнером «Норманди» и интерьером «Радио Сити Мьюзик Холл» в Нью-Йорке
— яркими воплощениями стиля арт-деко, захватившего в то десятилетие Европу и
Америку. Художница Тамара де Лемпика cама была иконой, живым воплощением стиля
«Arts Decoratifs», впоследствии сокращенным как Art Deco. Она обладала всеми
чертами женского идеала 20-х — красота, изысканная элегантность и
художественный талант сочетались в ней с волевым характером и стремлением достичь
непокоренные вершины. Образ Тамары вдохновлял многих творческих людей того
времени. Ее хладнокровный взгляд и чувственные манеры притягивали таких
парижских фотографов, как Жак-Онри Лартиг, Мадам д’Ора и Териз Бонне.
Тамара де Лемпицка родилась в Варшаве в 1898 году (по другим
данным в Москве в 1896 году) в семье состоятельного адвоката Бориса Горски,
Тамара с детства росла и воспитывалась в великосветской атмосфере, не зная бедности
и невзгод. После размолвки с матерью Тамара в 1914-м уехала из Варшавы в
Петербург, к богатой тетке Стефании Йенсен. И здесь открыла для себя другое
пристрастие — высший свет. В России она ведет светский образ жизни — общается с
богемой, аристократами, и, между прочим, знакомится с блестящим адвокатом,
красавцем и к тому же поляком — Тадеушем Лемпицким.
Спустя два года они
обвенчались. В 1917 году жизнь Тамары перевернулась. В декабре 1917-го чекисты
арестовывают Тадеуша, ему грозит расстрел. И тогда Тамара, во имя спасения
любимого человека, ценой супружеской измены со шведским консулом (возможно с
датским), добывает для мужа иностранный паспорт. Они едут сначала в Копенгаген,
а затем в Париж. В Париже им вечно не хватает денег, и даже рождение дочери Кизетты
не подвигло адвоката на поиски работы. Тогда Тамара решет взять судьбу семьи в
свои руки, и зарабатывать на жизнь искусством, благо есть способности. В Париже
Тамара учится у известных мастеров, классиков фигуративной живописи Мориса
Дениса и Андре Лота, а также посещает Academie de la Grande Chaumiere.
ТамарадеЛемпика и Сальвадор Дали.
В 20-е годы погоду в искусстве делали журналы мод. Лемпицка
удостоилась внимания Harpers Bazaar и других американских изданий. Однако для
славы потребовалось нечто иное: роман с Габриеле Д Аннунцио, популярным
писателем и общеевропейским ловеласом. Д Аннунцио заказывает ей портрет.
Совместная работа над ним на вилле поэта приносит неизбежные плоды (сохранились
смешные мемуары домоправительницы донжуанистого итальянца, где описана циничная
история этого романа). После д’аннунциевского портрета о Лемпицка начинают
писать, призы следуют один за другим. Ее выставки проходят в Salone des
Independants и Salone d Automne — престижнейших художественных заведениях того
времени, где любили бывать Матисс и Пикассо. После тридцати она зарабатывает
много, а похвал от профессионалов слышит все меньше и меньше. Зато двери лучших
парижских домов открыты перед ней нараспашку. Она усвоила важную истину — когда
пишешь портреты богатых и известных людей, частица из славы переходит и на
тебя. Попытки совместить искусство с великосветской жизнью она не оставляет до
конца своих дней.
В 1930-е гг. переезжает в США, где выходит замуж за барона
Рауля Куфнера и поселяется в Нью-Йорке. Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она
себя называет) — связи с прошлым порваны окончательно, она не полька и не
русская, а полноправная гражданка блистательного мира дорогих автомобилей и
нарядов от-кутюр. В действительности у нее никогда не было «бугатти», был
только маленький ярко-желтый «рено». Однако характерно, что она говорила: «Я
всегда одевалась в соответствии с автомобилем, и автомобиль подбирала в
соответствии с собой».
Тамара использовала любую возможность для достижения
успеха, не упуская ни единого случая сделать себе имя. В то же время Лемпика —
завсегдатай светской хроники, участница вечеринок творческой богемы, ей
приписывают бисексуальные романы с известными людьми, женщинами. В 1943 году
Лемпика и барон Куфнер переезжают в Нью-Йорк, где поселяются в шикарной
квартире. Лемпика украсила свое гнездышко предметами антиквариата, которые
барону удалось увезти из своего венгерского имения. После войны она ненадолго
возвращается в Париж, чтобы вновь открыть свою студию, но вскоре возвращается в
Америку, где работает над интерьерами частных квартир. После смерти барона в
1962 году, Лемпика едет в Хьюстон, чтобы быть рядом с дочерью. В этом же году в
Нью-Йорке открывается выставка ее новых работ, но критики встретили вставку
холодно, что не замедлило сказаться на покупателях. Несколько поутратив былую
славу, Лемпика работать. Но картины не покупаются и пополняют залежи на
чердаке. В 1966 году в Париже проходит юбилейная выставка, после чего интерес к
ее творчеству вспыхивает вновь. В поисках новых впечатлений она едет в Мексику,
где поселяется в Куэрнаваке, в доме, построенном по проекту японского
архитектора. Но и здесь она не находит покоя, скорбя о былых успехах, она ищет
компанию молодых людей.
Умерла Тамара де Лемпицка 18 марта 1980 года во сне, и
прах ее дочь Кизетта развеяла над вулканом Попокатепетль.